Дэниел Гоулман: 29 Уроков, меняющих жизнь

Дэниел Гоулман Культура
Содержание

Дэниел Гоулман — автор некоторых из самых впечатляющих книг по эмоциональному и социальному интеллекту, но самой известной, безусловно, является международный бестселлер «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ», и, должен добавить, моя любимая книга на все времена.

За эти годы я многому научился у этого замечательного человека, и я уверен, что эти уроки, которыми я поделюсь с вами сегодня, принесут вам именно то, что вам нужно, чтобы жить более счастливой, полноценной и гармоничной жизнью во всех ее аспектах.

29 Уроков, меняющих жизнь, которые можно извлечь из Мудрого Дэниела Гоулмана

1. Когда мы фокусируемся на других, наш мир расширяется.

“Эгоцентризм во всех его формах убивает эмпатию, не говоря уже о сострадании. Когда мы сосредотачиваемся на себе, наш мир сжимается, поскольку наши проблемы и заботы становятся все более значительными. Но когда мы сосредотачиваемся на других, наш мир расширяется. Наши собственные проблемы отходят на периферию сознания и поэтому кажутся меньше, и мы увеличиваем нашу способность к общению – или сострадательным действиям”.

2. Истинное сострадание означает не только чувствовать чужую боль, но и быть способным помочь облегчить ее.

3. Если вы не умеете сопереживать и поддерживать эффективные отношения, то, каким бы умным вы ни были, вы далеко не продвинетесь.

“Если ваши эмоциональные способности не в порядке, если у вас нет самосознания, если вы не в состоянии управлять своими тревожными эмоциями, если вы не можете сопереживать и иметь эффективные отношения, то независимо от того, насколько вы умны, вы не продвинетесь очень далеко”.

4. Первый шаг к состраданию — это заметить нужду другого человека. Все начинается с простого акта внимания.

“Простое невнимание убивает сочувствие, не говоря уже о сострадании. Итак, первый шаг к состраданию — это заметить нужду другого. Все начинается с простого акта внимания.”

5. Люди, как правило, становятся более эмоционально интеллектуальными с возрастом и зрелостью.

6. Что действительно важно для успеха, характера, счастья и достижений на протяжении всей жизни, так это определенный набор эмоциональных навыков.

“Что действительно важно для успеха, характера, счастья и достижений на протяжении всей жизни, так это определенный набор эмоциональных навыков – ваш EQ, а не только чисто когнитивные способности, которые измеряются обычными тестами IQ”.

7. Чем более вы социально интеллигентны, тем счастливее, прочнее и приятнее будут ваши отношения.

8. Эмоциональный интеллект не означает просто “быть милым”.

“Эмоциональный интеллект не означает просто “быть милым”. В какой-то момент это может потребовать не “быть милым”, а скорее, например, прямо сказать кому-то неудобную, но важную правду, которую они избегали.”

9. Страх в эволюции занимает особое место: возможно, больше, чем любая другая эмоция, он имеет решающее значение для выживания.”

10. Противоядием от блуждания ума является метаосознание, внимание к самому вниманию.

“Противоядием от блуждания ума является метаосознание, внимание к самому вниманию, как в способности замечать, что вы не замечаете того, что должны, и корректировать свое внимание. Внимательность делает эту важнейшую мышцу внимания сильнее”.

11. Самый мощный отвлекающий фактор для нас — это болтовня наших собственных умов, а не болтовня окружающих нас людей.

“Самым мощным отвлекающим фактором является не болтовня окружающих нас людей, а скорее болтовня наших собственных умов. Полная концентрация требует, чтобы эти внутренние голоса были утихомирены. Начните последовательно вычитать семерки из 100, и, если вы сосредоточитесь на задаче, ваша зона болтовни затихнет.”

12. Внимательность помогает особенно тем из нас, для кого каждая неудача, обида или разочарование создают бесконечные каскады размышлений.

13. Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует.

14. Печаль вынуждает к рефлексивному отступлению от жизненных дел, позволяя себе скорбеть, размышлять о смысле потери и, в конечном счете, позволяя нашей жизни продолжаться.

15. Люди с хорошо развитыми эмоциональными навыками также с большей вероятностью будут довольны и эффективны в своей жизни.

“Люди с хорошо развитыми эмоциональными навыками также с большей вероятностью будут довольны и эффективны в своей жизни, осваивая привычки мышления, которые способствуют их собственной продуктивности; люди, которые не могут контролировать свою эмоциональную жизнь, ведут внутренние сражения, которые саботируют их способность к сосредоточенной работе и ясному мышлению”.

16. Смех может быть кратчайшим расстоянием между двумя мозгами, неудержимым распространением инфекции, которое мгновенно создает социальную связь.”

17. Самой мощной формой беззащитного слушания, конечно же, является сопереживание: реальное восприятие чувств, стоящих за тем, что говорится.

18. Важны не максимумы на этом пути. Это то, кем ты становишься.

19. Чем более значимы отношения в вашей жизни, тем больше они имеют значения для вашего здоровья.

“Это самые важные отношения в вашей жизни, люди, которых вы видите изо дня в день, которые, по-видимому, имеют решающее значение для вашего здоровья. И чем более значимы отношения в вашей жизни, тем больше они важны для вашего здоровья”.

20. Один друг может изменить ситуацию – даже когда все остальные отворачиваются.

21. Эмоциональная устойчивость сводится к тому, насколько быстро мы оправляемся от огорчений.

“Эмоциональная устойчивость сводится к тому, насколько быстро мы оправляемся от огорчений. У людей с высокой устойчивостью — которые сразу же приходят в норму — может быть в тридцать раз больше активации в левой префронтальной области, чем у тех, кто менее устойчив”.

22. Возможно, нет более фундаментального психологического навыка, чем сопротивление импульсу.

“Возможно, нет более фундаментального психологического навыка, чем сопротивление импульсу. Это корень всякого эмоционального самоконтроля, поскольку все эмоции по самой своей природе приводят к тому или иному побуждению к действию”.

23. Всякий раз, когда вы замечаете, что ваш разум блуждает, верните его в исходное положение.

“Всякий раз, когда вы замечаете, что ваш ум блуждает, — советует фундаментальная инструкция по медитации, — верните свой ум в его точку фокусировки”. Ключевая фраза здесь — всякий раз, когда вы замечаете. Когда наш разум отключается, мы почти никогда не замечаем момента, когда он сам по себе выходит на какую-то другую орбиту”.

24. Наше общество страдает от дефицита внимания.

“Наше общество страдает от дефицита внимания. Современные дети растут с цифровыми устройствами под рукой постоянно, и эти устройства постоянно отвлекают (и обеспечивают больший поток информации, чем для любого поколения в прошлом), поэтому мы считаем, что повышение навыков внимания является не чем иным, как неотложной потребностью общественного здравоохранения”.

25. Ключ к устойчивости — это действительно усердно стараться, затем останавливаться, восстанавливаться, а затем пытаться снова.

26. Хорошая работа требует энтузиазма, этики и совершенства.

27. Если есть лекарство, я чувствую, что оно должно заключаться в том, как мы готовим наших детей к жизни.

28. Медитация — это универсальное слово для обозначения множества разновидностей созерцательной практики, точно так же, как спорт относится к широкому спектру спортивных занятий.

29. За исключением тех, кто находится в финансовом отчаянии, люди работают не только ради денег.

“За исключением тех, кто находится в финансовом отчаянии, люди работают не только ради денег. Что также подпитывает их страсть к работе, так это большее чувство цели или страсти. Получив такую возможность, люди стремятся к тому, что придает им смысл, к тому, что в полной мере задействует их целеустремленность, талант, энергию и мастерство”.

Бонус:

Готовность ребенка к школе зависит от самого базового из всех знаний — от того, как учиться. В отчете перечислены семь ключевых составляющих этой важнейшей способности — все они связаны с эмоциональным интеллектом:

  1. Уверенность. Чувство контроля и владения своим телом, поведением и миром; ощущение ребенком того, что он, скорее всего, преуспеет в том, за что берется, и что взрослые будут полезны.
  2. Любопытство. Чувство, что узнавать о вещах позитивно и приносит удовольствие.
  3. Интенциональность. Желание и способность оказывать влияние и действовать в соответствии с этим с настойчивостью. Это связано с чувством компетентности, эффективности.
  4. Самоконтроль. Способность модулировать и контролировать свои собственные действия соответствующим возрасту образом; чувство внутреннего контроля.
  5. Взаимосвязь. Способность взаимодействовать с другими людьми, основанная на чувстве того, что тебя понимают и понимают другие.
  6. Способность к общению. Желание и способность устно обмениваться идеями, чувствами и концепциями с другими. Это связано с чувством доверия к другим и удовольствием от общения с другими людьми, включая взрослых.
  7. Готовность к сотрудничеству. Способность сбалансировать свои собственные потребности с потребностями других в групповой деятельности. Придет ли ребенок в школу в первый день детского сада с этими способностями или нет, во многом зависит от того, насколько его родители — и воспитатели дошкольных учреждений — проявили к нему такую заботу, которая равносильна “Сердечному началу”, эмоциональному эквиваленту программ ”Форс-старт».
Оцените статью
Здоровый образ жизни